Статьи

Символизм луны

Власть этого спутника была отмечена Цицероном, когда он указывал, что «каждый месяц луна проходит траекторию, совершаемую солнцем за год. Она в значительной степени способствует созреванию растений и росту животных». Это позволяет объяснить важную роль лунных богинь, таких как Иштар, Хатор, Анаит, Артемида.

Человек с древнейших времен знал о связи Луны с приливами и отливами, а также о более таинственной связи между лунным циклом и физиологическим циклом женщины.

Другим существенным фактом в «психологии Луны» являются видимые изменения на ее поверхности, сопровождающие ее периодические фазы. Полагается, что эти фазы - особенно в их отрицательном смысле частичного и полного исчезновения, - по-видимому, были источником, инспирировавшим мифы о расчленении (например, о Загрее, Пенфее, Орфее, Актеоне и Осирисе). То же самое может быть сказано относительно мифов и легенд о «пряхах».

Священный брак, понимаемый как брак неба и земли, может также представляться как союз солнца и луны.

Лунные ритмы использовались еще до солнечных ритмов как мерило времени.

Иногда они символизировали воскрешение - весна следует после зимы, цветы появляются после морозов, Солнце вновь восходит после мрака ночи и, подобным образом, полумесяц вырастает из новой Луны. Указывается на связь между этими космическими событиями и мифом о периодическом сотворении и обновлении универсума.

Упорядочивающая функция Луны усматривалась также в распределении вод и дождей,-следовательно, издавна выступала в качестве посредника между небом и землей. Луна не только регулирует и определяет земные циклы, но также соединяет их посредством собственной активности: она объединяет воды и дождь, плодовитость женщин и животных, плодородие растений.

Но прежде всего Луна является «созданием», которое постоянно претерпевает мучительные преобразования своей формы (возрастание полумесяца до полностью видимого круга и убывание последнего). Эти фазы, аналогичные временам года и различным возрастам человеческой жизни, определяют сродство Луны с порядком вещей в живой природе. Это объясняет мифологическую веру в то, что фаза невидимости Луны соответствует человеческой смерти и, в итоге, идею, что умерший уходит на Луну (и возвращается с нее - в соответствии с теми традициями, которые допускают перевоплощение). Посмертное странствие на Луну является сюжетом-идеей, сохраняющимся во многих культурах.

Пифагорейская мысль внесла свежую струю в астральную теологию. «Острова блаженных» и всю мифологическую географию начали строить по астрономическим картам - Солнце, Луна, Млечный путь. Нетрудно обнаружить в этих более поздних формулировках традиционные темы Луны как земли мертвых или перерождающего вместилища душ.

Однако лунное пространство было не более чем одной стадией восхождения; существовали другие: Солнце, Млечный Путь, «высшая сфера». Это причина того, что Луна главенствует над формированием организмов, а также над их распадом; ее судьба состоит в переплавке форм и в их обновлении. Только то, что по ту сторону Луны или над ней, может превосходить ставшее, наличное. Вследствие этого, по Плутарху, души праведников очищаются на

Луне, в то время как их тела возвращаются на Землю, а дух - на Солнце. Лунное состояние тождественно человеческому состоянию.

Богоматерь изображается над Луной - это означает, что вечность выше изменчивого и временного.

Генон утверждает, что в «сфере Луны» формы расчленены, так что высшие состояния отделены от низших, отсюда двойственная роль Луны как Дианы и Гекаты - небесная и адская.

Диана, или Яна, является женской формой Януса.

В некоторых космологиях Луна рассматривается как двойник Солнца, но в уменьшенной форме.

Благодаря своей «пассивности» - Луна получает свой свет от Солнца, - она отождествляется с символикой числа «два» и с «пассивным» (женским) началом.

Также Луна связывается с Мировым Яйцом, маткой и шкатулкой - символическим аналогом гроба.

Металл, соответствующий Луне, - серебро.

Луна рассматривается в качестве проводника - по оккультной стороне природы (в противоположность Солнцу, которое отвечает за жизнь явленного мира и огненную актив-ность).

В доисламской Аравии, как и в некоторых других странах, поклонение Луне преобладало над культом Солнца.

Другой существенный аспект Луны касается ее связи с ночью (материнской, окутывающей, бессознательной и противоречивой - ибо она и защищающая, и опасная).

Вследствие бледности ее света Луна связывается с воображением и фантазией как промежуточной сферой между самоотречением духовной жизни и ярко горящим солнцем интуиции. высказана идея о том, что прогрессирующее изменение формы Луны - от диска до тонкой, почти нитевидной полоски света, - по-видимому, породило мистическую теорию форм, которая повлияла, например, на способ изготовления музыкальных инструментов.

В то же время была сформулирована гипотеза, согласно которой меняющиеся формы Луны оказали влияние на особенности графики еврейского и арабского алфавитов.

Все дуализмы находят в фазах Луны символическое выражение. Ад - мир тьмы - изображается с помощью убывающего месяца (рог соответствует одной четверти Луны; знак двойной спирали - двум четвертям Луны, обращенным в противоположные стороны; две четверти, наложенные одна на другую обратными сторонами, - Луне на ущербе, которая представляется в виде дряхлого костлявого старика). Высший мир - мир жизни и рождающегося Солнца - символизирует тигр (чудовище тьмы и новолуния с человеческим ребенком, появляющимся из его пасти).

Лунными животными считаются те, чей жизненный цикл связан с чередованием возникновений и исчезновений, подобно амфибиям; примерами являются также: улитка, которая оставляет свою раковину и возвращается в нее; медведь, который укрывается на зиму и снова появляется весной, и т. п.

Лунные объекты могут быть приняты в качестве объектов пассивного или отражательного характера, подобно зеркалу; или тех, которые изменяют свой внешний вид, подобно вееру.

☑️ Толковый словарь сновидений
Символизм в аналитической психологии