Статьи

Нарциссизм. Лекция Натана Шварц-Саланта в Москве 2003 г. ч. 2 (проф. перевод и расшифровка)



Итак, когда вы работаете с нарциссической личностью или с человеком с сильной нарциссической раной, или, говоря другими словами, с человеком, чье чувство собственного достоинства сильно пострадало, то такой человек чрезвычайно уязвим, и любая позитивная идеализация вас будет ощущаться как очень опасная. Потому что в детстве, скорее всего, у него был опыт, когда идеализируемые им люди думали, что их хорошее самоощущение было порождением их собственной энергии. В этом случае человек или ребенок чувствует себя обокраденным.

Бóльшая часть работы с нарциссической личностью направлена на стабилизацию этих переносов. Но человек часто может демонстрировать черты навязчивых, панических, тревожных состояний. Однако если человек сумеет как бы «собрать воедино» перенос и сформировать один из тех переносов, то все эти симптомы становятся абсолютно бессмысленными. Итак, все это мы получаем благодаря рациональному научному подходу, и это очень важно. Очень важно. Вы понимаете, что эти переносы не так легко формируются, их можно разрушить, и искусство работы с человеком заключается в том, чтобы помочь переносу сформироваться. Вы также понимаете, что единственный способ диагностики нарциссической личности не связан с симптомами.

Человек может быть чрезвычайно эгоистичным, безразличным к другим. И терапевт думает: «Ага, похоже это нарциссическая личность». Нет. Вы можете определить это только по переносу и вашей контрпереносной реакции. Когда начинает формироваться зеркальный перенос, и вы чувствуете себя контролируемым, у вас проявляется склонность «быть идеальным». Вы желаете, чтобы вас увидели. А когда вас идеализируют, ваше желание быть увиденным снова появляется. Эти контрпереносные реакции являются вашими основными инструментами диагностики. Не симптомы, а только переносы. И большая часть непростой работы с пациентом заключается в том, чтобы помочь ему сформировать перенос, и подпитывать его соответствующим образом. Я еще вернусь к этому в конце лекции, когда буду рассказывать об аперспективном подходе.

Теперь же я хотел бы привести пример мужчины, который не является нарциссической личностью. Он не предъявляет сильных нарциссических переносов. Однако в этом случае вы сможете увидеть качества нарциссизма и, в частности, состояния слияния.

Речь пойдет о 55 летнем психотерапевте, который работал со мной в течение 10 лет. Он способен без труда принимать критику в отличие от нарциссической личности. Он может предоставить место идеям другого человека. В целом, он довольно открыт вмешательству моего воображения, исследования его, опять же в отличие от нарциссической личности, ненавидящей подобное вмешательство. Однако нарциссическое равновесие этого мужчины было сильно нарушено отсутствием рецензии на книгу, которую он только что опубликовал.

В этом примере есть все, что проявляется при расстройстве личности с большей интенсивностью. В рамках этого случая я хочу показать вам два примера. Когда он опубликовал свою книгу, издатель пообещал, что скоро ответит ему. Но, и это характеризует издателя, он был занят и не ответил. С другой стороны, есть пример взаимодействия с женой, и в этом взаимодействии видно, как работает нарциссизм. Мнение издателя очень ценно для этого мужчины. Отсутствие ответа в течение нескольких дней вызвало у него легкую депрессию. Он ощущал нехватку энергии и радости, в отличие от того времени, когда он работал над книгой.

Моей первой реакцией было предложение заняться другой творческой деятельностью. Боюсь, мне долго придется исцеляться после моего учебного анализа, потому что в Цюрихе в то время все исцеление сводилось к творчеству, это было единственным лекарством. Помимо этого, вам рассказывали истории о Юнге. Вам говорили, что когда Юнг заканчивал книгу, он сразу начинал другую. Все это как бы было в моей голове, и я произнес это вслух.

Получилось, что я как бы преследовал его этой идеей несколько недель до тех пор, пока я не осознал, что его депрессия не проходит, он демонстрирует признаки слабости, вызванной нарциссической раной.

Слабость – это термин, используемый для описания состояния человека, которому нанесена нарциссическая рана, или рана его самооценке. И человек внезапно или вскоре начинает испытывать нехватку энергии, уплощение эмоций, отсутствие интереса, отстраненность. Этот мужчина испытывал все вышеперечисленное. И для него было очень важно, чтобы я рассказал ему об этом, потому что поскольку он не является нарциссической личностью, он легко может это выслушать.

Если бы у него было нарциссическое нарушение личности, мне бы пришлось делать акцент на том, что его состояние было следствием совершенных мной ошибок. Но это был не тот случай. В этом ослабленном состоянии у него возникала депрессия при мысли, что он вообще не был творческим человеком. При этом он только что написал книгу о Хайдеггере, Ницше и Рудольфе Штайнере. Но сейчас он мог думать лишь о том, что не был творческим человеком и мог только объяснять чужие идеи. Все это описывает его сознательное состояние. За все время работы с этим мужчиной я впервые видел его в таком состоянии. Понимаете, его книга вот-вот должна была выйти. Никто кроме редактора не видел её. Книгу вот-вот должны были опубликовать, а редактор не отвечал ему.

В это же время он рассказал мне об интересном переживании. Он обсуждал со мной своего пациента, который нашел сайт знакомств для людей, желавших очень обезличенных сексуальных отношений, все виды эксгибиционистских, садистических отношений. Его удивили описания, опубликованные на сайте, которые сопровождались даже фото людей. И особенно его впечатлило огромное количество участников, зарегистрированных на сайте. А потом он упомянул о своей жене и о том, что подобные энергии напрочь отсутствовали в ней. Эти энергии были очень живы для него в любовных отношениях, которые у него были с замужней женщиной старше его в течение где-то двадцати лет, до того, как он женился.

Значимым достижением нашей работы было то, что он закончил эти отношения, потому что в них он чувствовал себя все более брошенным и оставленным. Женщина не разводилась с мужем, и они встречались, чтобы испытать эти экстатические сексуальные переживания. После они опять не виделись неделями. Это было похоже на то, как будто бы его сексуальная жизнь существовала вне пространства и времени. Это то, что антрополог Виктор Тёрнер называет «лиминальным пространством». Термин происходит от латинского слова «лимен», означающего порог. Таким образом, происходит движение из мира пространства и времени в архетипический мир. Это похоже на структуру ритуала. Потом следует возврат в мир пространства и времени.

Итак, в этих отношениях с этой женщиной он познал эти энергии. Но у него не получалось испытать их ни с одной из тех женщин, с которыми он пытался завязывать отношения. Этот мужчина образованный, обладающий глубокими знаниями французской психологии, которые не помогли ему, поскольку подъем страстей лишь сильнее привязывал его к этой женщине, а идею брака в реальных отношениях он ощущал как ужасное падение по сравнению с особостью этой энергии. Я полагаю, что в основном благодаря переносу на меня и сформированному со временем убеждению, что необходимо работать над отношениями, а не получать их автоматически, он в итоге встретил женщину, и после того, как он сумел увидеть, что она замечательный человек и несмотря отсутствие этих экстатических сексуальных переживаний, он женился на ней. И, по сути, позже он стал любить ее еще больше, потому что у него появилась импотенция. Без тех садомазохистских энергий у него пропало сексуальное влечение. Однако она была очень добра и терпелива, и постепенно его сексуальная потенция вернулась.

Но после раны, связанной с его книгой, он снова начал жаловаться на то, что он ощущал свою жену как скучную, и его беспокоило отсутствие сексуального возбуждения. Вот таким образом мужчины преследуют женщин. Помимо этого, он читал книгу об интимной жизни. Ему нравилась книга и некоторые предлагаемые в ней упражнения, и он попросил свою жену почитать книгу вместе, чтобы они могли выполнить упражнения. Она ответила, что предпочла бы почитать книгу сама. Он согласился, и она взяла книгу. Она легла в постель и начала читать. Вскоре она устала, выключила свет и бросила книгу на пол. Неделей позже он заметил, что она так и не подняла книгу.

Он знает о том, что у него большие сложности с выражением своих желаний, потому что мужчины, подобные ему, чрезвычайно зависимы от женской сексуальности для собственного возбуждения. Многие мужчины вступают в очень гомосексуальные отношения с женщинами. У них гомосексуальные отношения с анимусом женщины. Они очень зависят от женской агрессии и активности, и возбуждения, необходимой для пробуждения их собственной страсти. Он знает о том, что у него есть эти сложности. И у него есть сложности с выражением своих желаний. Этот материал очень важен, и он может поразмышлять над ним. Но в этом состоянии лучшее, что он мог сделать – это предложить ей почитать книгу. Когда он увидел, что она прочла только первые две страницы, потому что эти страницы были помечены, он ужасно разозлился на нее. Он не сказал этого, но его реакцией было отстранение, и он ничего не сказал ни о книге, ни о том, что ему было нужно, или что он хотел от нее. Вот он Нарцисс в действии. И уж точно он не сказал бы, что ему было больно. Но почему?

Когда я спросил его, он отметил, что не боится, что она будет защищаться или сердиться. И его ответы были очень взвешенные. Он умеет справляться с подобного рода реакциями. Он осознал, что он боялся другой реакции. И он сказал: «Она обмажет меня медом поцелуев и заботы. Она не будет отпускать меня ни на шаг. При этом она будет абсолютно не связана со мной. И я буду чувствовать лишь отвращение к ней». Вот что было скрыто, и этого он избегал. Это состояние комплекса слияния.

Понимаете, пока он мог отыгрывать свои садистические чувства с той другой женщиной в течение многих лет, то такой тип энергии отталкивал комплекс слияния или проходил через него. Поэтому ему не приходилось испытывать этот ужас, и поверьте мне, все это также относится и к женщинам. Мужчине не приходится испытывать это ужасное чувство вторжения этой липкой связи и одновременного отсутствия какой бы то ни было связи. Потому что за этим состоянием находится чудовищный хаос, огромный страх психоза. Поэтому он избегает этого состояния любой ценой. Он избегает не того, чтобы сказать, что ему больно и он злится, что его не видят, и не заявления о своей потребности в том, чтобы она прочла книгу. С другой стороны, особенно в сновидениях, он регрессирует к садистическим фантазиям.

Этот мужчина многое знает об этом состоянии слияния, мы много работали с этим. В отличие от нарциссической личности или человека с сильными нарциссическими чертами, он позже признал, что его ответственностью как взрослого человека было осознать, что истоки его состояния были в его отношениях с матерью, и он должен осмелится выражать свои потребности жене, и в особенности, что это не ее вина, ее не в чем упрекнуть. В состоянии комплекса слияния единственный путь решения ситуации – это обвинение. В этом состоянии отсутствует способность к конструктивному диалогу, конфликту. Это всегда чья-то вина. Или вина самого человека. И он начал осознавать, что он должен позволить себе пережить ее…Он должен позволить себе пережить отвращение к ней как свое. Он должен пережить то, что он чувствует как ее униженность, ее презренное состояние. Он должен выдержать свое субъективное состояние ощущения своей жены как отвратительной, липкой, находящейся за пределами приемлемого. И он должен понять, что это во многом связано с его собственным состоянием, которое бы он переживал с любой женщиной. И он знает это. И он был способен осознать это, и очень скоро его состояние слабости изменилось. И он вернулся к сложной работе над своими отношениями, и к любви к своей жене.

Мне хотелось бы завершить лекцию размышлением о работе с аперспективной формой сознания в отношении нарциссической личности. Об этом не пишут в литературе. Благодаря аперспективной форме сознания вы можете заглянуть внутрь человека. Вы можете сделать это, потому что эта форма сознания делает мир прозрачным. Однако вы не можете активно использовать ее в какой бы то ни было интерпретативной форме. Но поскольку вы переживаете эти нарциссические контрпереносы, то вы можете использовать этот тип сознания для своих собственных переживаний. Так, вы можете осознавать, что в данный момент вы переживаете это состояние полного слияния с пациентом, и одновременно полное отсутствие связи с ним. Вы можете исследовать это в себе, и это определяет тот тип сознания, о котором я говорил в конце прошлой лекции. Знание сердца, подобно Воскресшему Христу на последней гравюре Розария. Суть нарциссизма в том, чтобы не страдать. Страдать – это последнее, что человеку хотелось бы пережить. Однако если аналитик сможет прикоснуться к этому внутреннему состоянию, то оно будет молча передавать информацию, это что-то вроде рефлексии, но это не эмпатия, потому что это состояние не имеет ничего общего с пониманием чувств другого. Это состояние осознанности, которое вы можете использовать для себя. В том смысле, что вы принимаете на себя переживание поля слияния, находящегося гораздо глубже нарциссического расстройства. В результате тон вашего голоса, и состояние вашего тела будут передавать информацию, которую иначе вы не сможете передать. Люди жалуются на то, что годами работают с нарциссическими личностями, и ничего не меняется. Аналитики постоянно жалуются на то, что они отзеркаливают, но ничего не меняется. И это, на самом деле, может быть так. Но я предлагаю вам ради интереса все же попробовать исследовать этот иной путь видения и посмотреть, что получится. Я думаю, вас это может удивить.

Итак, здесь я остановлюсь и дам вам возможность задать вопросы, если они есть.

В: Как организовать это видение?

Ш.-С.: Это возможно только через переживание вашего собственного комплекса слияния. Это возможно только через переживание того, как вы можете быть сильно приклеены к человеку и одновременно быть абсолютно разъединены и крайне тревожны. Это способность пережить унизительность этого состояния. Моя жена говорит, что это непонятно. Вот через что мне приходится проходить. Я пытаюсь описать состояние, которое вам всем знакомо. Вам всем знакомо состояние, когда вы говорите с человеком и вдруг понимаете, что говорите слишком быстро. Вам всем знакомо состояние, когда вы заканчиваете фразу за другим человеком. И, возможно, вам всем известно, что если в этот момент вы загляните вглубь себя, то в этом взаимодействии ощущается некий ужас.

Л: По сути, вы заканчиваете предложения за другими и действуете так, потому что вы пытаетесь не чувствовать. Присутствует ощущение чего-то странного. И вы пытаетесь не чувствовать этого. Вы сделаете все, чтобы это прекратилось.

Ш.-С.: Это может быть связано с паузой в разговоре. Лидия пытается описать качество этого состояния. Это состояние, в котором вы ощущаете сильную привязанность ко всему, что человек говорит или делает. Но вы ничего не понимаете. Вас ужасает необходимость взять паузу, чтобы отделиться в достаточной мере для понимания происходящего. На этом я остановлюсь. Стало немного лучше, яснее?

В: Правильно ли я понимаю, что речь идет о симбиотических отношениях, или комплекс слияния – это что-то иное?

Ш.-С.: Нет, в симбиотических отношениях может быть связь. Я же говорю о гораздо более нарушенном состоянии. Подобно паузе в разговоре, когда ничего не произносится. Ощущение сильного дискомфорта. И если вы отважитесь почувствовать этот дискомфорт, то он будет только возрастать. И вам захочется, чтобы это все прекратилось. И в этом состоянии вы не можете отпустить этого другого человека. И в отличие от симбиоза, вы не чувствуете эмпатии, связи, понимания. Итак, стало лучше? Очень сложно описать состояние, которое все ненавидят. Поэтому Юнг назвал его «первичная материя». Юнг сказал, что это то, что все ненавидят. И это то, что все хотят не чувствовать. Мы все можем переживать симбиоз и можем чувствовать себя хорошо, или же можем чувствовать себя плохо. Однако чувства присутствуют. Я могу чувствовать себя окутанным заботой, чувствовать заботу о себе, я могу чувствовать, что обо мне либо заботятся, либо нет. Однако в этом состоянии слияния все совершенно иначе. Потому что я не чувствую, что обо мне заботятся, но при этом я чувствую тотальную привязанность, я не могу уйти. Это похоже на пучки нитей (я знаю, что это звучит безумно), которые соединяют вас и другого человека. И это состояние очень болезненное, потому что вы притянуты к другому и абсолютно не связанны с ним, а также полностью разъединены с самим собой. Теперь стало понятнее? У тебя есть идеи?

Л: Это сбивает с толку, потому что зачастую человек будет стремиться сделать что-то для другого и поэтому даже не узнает, что не хочет этого делать.

Ш.-С.: Это полезное замечание. Например, когда вы как терапевт начинаете быстро говорить, или же как терапевт стараетесь не смотреть на кого-то, если вы хотите ответить, то вы не очень хорошо чувствуете, и ваше тело не может почувствовать, что вы говорите, и получается так, что человек часто рад тому, что вы не пытаетесь почувствовать это. Это приведет к подрыву терапии, но я буду рад не испытывать этих чувств. Но вы все можете переживать нечто подобное с близким вам человеком. Наблюдайте за собой и наблюдайте, как появляется тенденция чувствовать себя практически приклеенным к другому человеку.

Л: Иногда вы можете чувствовать, что вы как будто все время наблюдаете за тем, что делает другой, вы делаете что-то еще, но при этом следите.

Ш.-С.: Я немного забегу вперед и добавлю к тому, что сказала Лидия о ситуации, когда вы что-то делаете, но также как будто следите за другим человеком. Вы не можете не следить. Как будто существует навязчивое желание следить. Однако при этом информации нет, нет передачи информации. Это не похоже на то, когда вы следите и получаете какую-то информацию. Это похоже на то, что вы следите для того, чтобы не произошла катастрофа. Когда я обсуждаю это, мне достаточно сказать, что это состояние в котором А равно -А. Но очевидно, что этого не достаточно.

В: Можно ли так сказать, что если вы продолжите объяснять, а мы будем продолжать не понимать, то мы испытаем этот самый «fusion»?

Ш.-С.: Очень хорошо! Отлично! Спасибо!

В: Правильно ли я понял, что переживание этого дискомфорта в терапии – это целительное состояние?

Ш.-С.: Да, совершенно верно. И достаточно лишь коснуться его, не нужно погружаться в это состояние. Оно похоже на… завтра я буду говорить о пограничной личности, и в этом случае очень важно вовлечь в анализ психотическую часть, и почувствовать это. Но не нужно сильно погружаться в это. Достаточно будет прикоснуться к этому уровню.

Хорошо, большое вам спасибо!
нарциссизм