Нарциссизм
Лекция Натана Шварц-Саланта в Москве
Тема сегодняшней лекции – нарциссизм.

Было время, когда нарциссизму, как заболеванию, давали крайне негативные прогнозы. По сути, нарциссизм воспринимался как крайне сложное состояние потому, что, как полагали, пациент не формирует поддающиеся анализу переносы.

В конце 1960-х психоаналитик Хайнц Кохут опубликовал серию работ, в которых он показал, каким образом объектный мир нарциссического человека, согласно его терминологии, состоит из «селф-объектов». Имелось в виду, что нарциссическая личность, которая, по сути, имеет ужасные проблемы с идентичностью, воспринимает все объекты не как реальные, но как образы самости либо в так называемой грандиозной, эксгибиционистской форме, принимающей вид ребенка, говорящего «посмотри на меня», или же в очень идеализированной форме.

Эти два измерения: эксгибиционистское, грандиозное измерение самости, и измерение идеализированной самости стали началом исследования Кохутом нарциссизма и понимания того, что интерпретация в этом случае зачастую бесполезна и разрушительна.

Важным фактором в работе с нарциссической личностью оказалась эмпатия. Можно было бы еще многое рассказать здесь, однако это не так важно. Достаточно отметить значимость вклада Кохута в понимании этих переносов. Если вы принадлежите к числу юнгианских аналитиков, изучающих Юнга, вас может озадачить понятие «самость». Психоаналитическая концепция «самости» отличается от понятия «Самости» у Юнга. Большинство психоаналитиков придерживаются определения Эдит Якобсон, где под самостью понимается содержание эго, заключающего в себе идентичность. Самость в понимании Юнга также имеет эту функцию. Однако у Юнга Самость имеет трансцендентное измерение. И нередко эти нуминозные энергии имеют важную целительную роль, которую исключает теория развития и объектных отношений.

В целом, вы можете работать с любым клиническим материалом с позиции трех различных типов сознания. Вы можете работать с клиническим материалом с точки зрения мифологического сознания и роли амплификации архетипического процесса. Это часть того процесса, в котором делается попытка передать чувство целостности, единства и посредством этого ощущение самости. Вы также можете работать с любым материалом или попытаться работать, используя научное сознание, это та форма сознания, которую великий философ Жан Гебсер назвал аперспективной.

Дело в том, что рациональное сознание, которое разделяет мир на части, начало зарождаться только после открытия перспективы в XV веке. На этой базе постепенно развился научный метод. И это привело нас к другому типу сознания, которое мы имеем сегодня. Однако существует другой тип сознания, который Гебсер называет аперспективным, благодаря ему становится возможно познавать вещи совершенно иначе.

Гебсер использует рисунки Пикассо в качестве иллюстрации того, что вы одновременно можете видеть переднюю и заднюю часть объекта. Я рассматриваю эти очень различные типы сознания в моей книге «Черная ночная рубашка». В наше время многие обнаруживают это новое сознание.

Этот тип сознания довольно резко противопоставляется так называемому картезианскому мышлению, что можно увидеть в работе Мерло-Понти. Несмотря на полезность этой формы сознания в отношении практически всех психологических состояний, в случае с нарциссической личностью ее использование крайне затруднено. С нарциссической личностью также крайне сложно применять идею поля. Идентичность нарциссической личности настолько хрупкая, и присутствует такой ужас близости, и ужас проникновения извне, что нарциссическая личность формирует нечто вроде стеклянного экрана, из-за которого она смотрит на мир. Однако в большинстве случаев это одностороннее стекло. Они смотрят наружу, однако заглянуть внутрь чрезвычайно сложно. Я еще вернусь к использованию аперспективного сознания в работе с нарциссической личностью в конце данной лекции.
Давайте начнем с мифа о Нарциссе, с мифического понимания состояния нарциссизма.

Вероятно, вы заметили, что я использую термин «нарциссизм», а также «нарциссическая личность». Здесь я хочу сделать небольшое отступление.

В психоаналитической литературе присутствуют идеи первичного и вторичного нарциссизма. В течение долгого времени о первичном нарциссизме говорили как о состоянии, в котором младенец воспринимает свое собственное тело как тотальный объект и не вступает в какие бы то ни было объектные отношения с матерью.

Вторичный нарциссизм понимался как процесс, при котором младенец контактирует с матерью, получает некий опыт, а потом по причине этого опыта замыкается в состоянии вторичного нарциссизма.

99% психоаналитиков считают, что первичного нарциссизма не существует. Для них любой нарциссизм вторичный, являющийся результатом двойного процесса: движения вовне и назад. Об этом уровне нарциссизма я говорю на своих лекциях.

Более того, когда я использую термин "нарциссизм" или "расстройство нарциссической личности", я описываю два связанных, но различных состояния. При нарциссических состояниях нарциссические переносы могут существовать, но они могут быть очень слабыми. Однако при расстройстве личности происходит деформация, искажение индивидуальности. В подобном состоянии нарциссические переносы, о которых я еще буду говорить, значительно сильнее и требуют гораздо более жесткого подчинения, чем в случае с людьми, демонстрирующими нарциссические стадии в своей жизни.

То, что выглядит как нарциссическая личность, зачастую может быть структурой, защищающей человека от вторжения идей другого в тех случаях, когда этот первый человек занят творческой работой. Такие люди могут демонстрировать черты, типичные для нарциссического нарушения личности. Однако то, что похоже на расстройство личности, по сути является защитой Самости. С такими людьми трудно иметь дело, мужчины в этом состоянии преследуют женщин. Но если человек действительно творческий, часто происходит так, что с возрастом это состояние нарциссизма нивелируется. Если этого не происходит, если речь не о защите творческого процесса, то без лечения с возрастом состояние нарциссической личности ухудшается.

Юнг в молодости был нарциссической личностью. Однако в его случае нарциссизм имел как раз ту форму, которая защищала его творческую жизнь. Поэтому в пожилом возрасте Юнга воспринимали как теплого и эмпатичного человека. Однако до сих пор существуют серьезные разногласия относительно того, что юнгианская психология обладает выраженными чертами нарциссической структуры. С этим связаны различные расслоения в юнгианских сообществах.

Принимая это во внимание, давайте перейдем к мифу о Нарциссе, раскрывающему нам важные аспекты состояния нарциссизма.
В данном случае я говорю как о нарциссических чертах в нормальном человеке, так и о нарциссической личности.

Вообще, существует несколько мифов. Самый большой и важный изложен Овидием в его «Метаморфозах». Миф начинается с рассказа о нимфе Эхо. В нем говорится, что Гера превратила голос Эхо в слабые отголоски. Гера разозлилась на Эхо за то, что та развлекала и отвлекала ее, пока Зевс крутил романы на стороне.

Итак, с юнгианской точки зрения Эхо – что-то вроде анимы. Она может лишь вторить тому, что слышит. В мифе Нарцисс отправился со своими друзьями на охоту, он заблудился и потерял своих друзей. Тогда он кричит: «Где вы?» И Эхо слышит его. И все, что она может сказать: «Вы?» Он говорит: «Кто?» И она отвечает: «Кто?» Потом она видит его, и бросается ему на шею, потому что он так прекрасен, а он отталкивает ее. И он говорит ей: «Не обнимай меня! Я скорее умру, чем позволю тебе иметь власть надо мной!» Эхо отвечает: «Власть надо мной». И она уходит в лес, теряет свое тело, и от нее остается только эхо. Позднее в Нарцисса влюбляется некий молодой юноша, и Нарцисс отвергает его.

Существует другая версия мифа о Нарциссе в изложении древнего автора Конона, в которой другой юноша подходит к Нарциссу и говорит: «Я умру, если ты отвергнешь меня». В ответ Нарцисс посылает ему меч. Он очень скверный тип. Однако в изложении Овидия отвергнутый юноша взывает к Эросу: «Заставь его познать любовь, которой у него никогда не сможет быть!» Эрос подходит для воззвания, потому что Эрос – бог союза, связи. Полная противоположность Нарциссу, не желающему связи.

Есть французский замок «Шато д'Ане», в котором была чудесная роспись на потолке, не сохранившаяся до наших дней. На рисунках были изображены пары противоположностей. Одной фигурой в паре был Нарцисс, а другой – Гермафродит, при этом Гермафродит олицетворял союз противоположностей.

Когда Эрос услышал просьбу и страдания юноши, он послал Немезиду, богиню возмездия, чтобы покарать Нарцисса. Однажды Нарцисс гулял и почувствовал сильную жажду. Он склонился над водоёмом и заглянул в него. Он заглянул и увидел прекрасного юношу. Он влюбился в этого юношу и возжелал его. Здесь я хочу обратить ваше внимание на то, что в мифе повествуется нечто о внутреннем состоянии нарциссизма. Вы не узнаете этого ни из объектных отношений, ни из клинического опыта.

Мифологическое сознание предоставляет вам нечто такое, что неспособно дать научное сознание. Он смотрит в водоём и видит юношу, прекрасного юношу. Он тянется к юноше, и когда он приближается, то юноша исчезает. Он отклоняется назад, и юноша снова появляется. И он остается прикованным к этому водоёму: он не способен получить юношу, но также неспособен не получить его.

Он долго пребывает в таком состоянии. Он ужасно опечален, и в какой-то момент Нарцисс роняет слезу, вызывающую рябь на поверхности воды. На секунду он видит, что никакого юноши там нет. И он понимает, что это его отражение. Это так называемый известный эпизод с отражением в мифе о Нарциссе. Но вскоре Нарцисс впадает в истерику. И он говорит: «Но кто же будет оплакивать мою красоту?!» Итак, он отказывается увидеть реальный объект, в итоге он умирает у водоёма от голода, полностью слившись с объектом и не способный отделиться.

Ключ к пониманию этого кроется в значении образа в водоёме. В древней традиции, в так называемых первобытных культурах отражение или тень не является эго, но скорее представляет бóльшую личность или душу, или Самость. Итак, Нарцисс по сути пребывает в этом странном состоянии слияния со своей самостью. Он не может получить ее и не может оставить ее.


Если у вас когда-либо будет клиент с сильным нарциссическим нарушением личности, или если вы хотите проверить ваш собственный нарциссизм, в каком бы состоянии он не находился, посмотрите в зеркало. И если вы действительно внимательно посмотрите в зеркало, возможно, вас шокирует увиденное.

У меня как-то был клиент, он был влиятельным бизнесменом. Я помню, что его рост был около 183 см, а вес 130 кг. Я попросил его посмотреть в зеркало. Он был шокирован: «Кто этот мощный парень?!»

Дело в том, что нарциссические личности, в частности, люди с сильными нарциссическими чертами, в целом, производят мощное воздействие на людей, и я к этому еще вернусь. Однако сам человек абсолютно не ощущает этого воздействия на мир. Поэтому люди могут иметь миллионы долларов, но им всегда мало, потому что они не чувствуют свою силу.

Итак, о чем же повествует нам миф в современной нам действительности? Это состояние, в котором эго, носитель идентичности, пребывает в сильном состоянии слияния с самостью. Это внутреннее слияние, и переживание его ужасно. Это то, о чем я рассказывал вам вчера. Это то, что я называю комплексом слияния. Или вы можете называть это состоянием слияния, возможно, этот термин удачнее. Однако это то ужасное состояние, когда самость и эго полностью и хаотично слиты, и это не союз, потому что для союза необходима сепарация. И в то же самое время он не может, человек не может сепарироваться от этого слияния. Если кто-то чувствует это состояние, чувствует как их внутренняя жизнь и части эго пребывают в этом невозможном слитом состоянии с бóльшей личностью, с самостью, они могут обнаружить (если им посчастливится или у них есть необходимые качества), что способны совершить экзистенциальный прорыв в пространстве и времени. Однако нарциссическая личность редко чувствует нечто подобное. Все в структуре личности создано для того, чтобы избежать этого.

Но я полагаю, что это состояние раскрывается в мифе. И, как я вам позднее покажу на примере пограничной личности, нарциссическая структура является защитой против этого состояния. Когда мы будем говорить о возможностях аперспективного сознания, я еще вернусь к описанию того, что терапевт может чувствовать это в работе с пациентом, но не говорить об этом. Все это, и даже более того, можно почерпнуть в мифе о Нарциссе. Кроме того, миф, но также и клинический опыт, показывают нам, какое сильное влияние имеет зависть при нарциссическом расстройстве.
Понимание того, что такое зависть, важно для всех, кто работает с пациентами.

Зависть является состоянием, говорящим: «Если у кого-то что-то есть, то у меня этого нет. И я хочу убить того, у кого это есть».

Ревность говорит: «Если у тебя есть это, возможно, ты не будешь мне нравиться, но я считаю, что тоже могу заполучить это».

Зависть же – это игра с нулевой суммой, все или ничего. Есть чудесная книга на немецком, написанная Гельмутом Шеком в 1969 году, она называется «Зависть». В ней (она переведена на английский), автор приводит невероятные примеры зависти, множество случаев убийства на почве зависти. Это ужасно разрушительная эмоция.

Одна из фундаментальных работ Мелани Кляйн называется «Зависть и Благодарность». По ее мнению, противоположностью зависти является благодарность. Зависть является главенствующей эмоцией в параноидно-шизоидной позиции по определению Кляйн. Когда же происходит переход к так называемой депрессивной позиции, растет способность к заботе и, вместе с ней, к благодарности.

Однако на зависть можно посмотреть и под другим углом. Юнг считал, что любой человек, отрицающий Самость, находится под проклятием зависти. Это очень важное наблюдение. Иногда, особенно это типично для интровертов, например, когда человек отказывается от творческой задачи, тогда можно найти связь между завистью и желанием разрушить чью-то чужую творческую деятельность и неспособностью принять внутреннюю задачу. Однако идея Кляйн о благодарности очень важна.

Некоторые психоаналитики, например Отто Кернберг, крайне негативно относятся к нарциссизму. И его прогнозы относительно исцеления крайне негативные. Кернберг считает, что основой состояния нарциссизма является ничто иное, как крайне завистливый ребенок/младенец. И в 1970-х годах Кохут и Кернберг вели ожесточенную полемику, поскольку Кохут чувствовал, что прогноз на исцеление был гораздо более благоприятным.

С юнгианской точки зрения проблема не в завистливом ребенке. Это скорее теневое качество. Проблема в Самости, в том, чтобы иметь мужество и позволить самости иметь свою собственную автономию. Потому что в этом состоянии комплекса, состоянии слияния, любая форма сепарации воспринимается как тотальная катастрофа.

Поэтому если посмотреть на нарциссизм с рациональной, перспективной точки зрения, то это взгляд с точки зрения частей личности, частей процесса. Концепция процесса развития является рациональной, перспективной формой сознания. Эти различные типы сознания сталкиваются. В эпоху мифологического сознания мир воспринимается определенным образом. Когда на смену приходит эпоха рационального научного мышления, то, как при любом фундаментальном изменении в структуре предшествующей эпохи, происходит систематическое искажение предшествующих взглядов.

Итак, с научной точки зрения мир воспринимается через герменевтический подход, познание и размышление. Он воспринимается через структуру, или через новую форму причинности. Эта концепция используется в большинстве психоаналитических подходов, а также привлекает многих юнгианцев, и это также важно. То что для мифологического сознания является воплощением нуминозного, вся эта идея систематически искажается и истолковывается как процесс развития. Это не одно и то же. Но это всегда происходит при смене основных парадигм.

С научной точки зрения, с точки зрения причинности, нарциссическая личность воспринимается иначе, нежели это описано в мифе. Миф сохранял чрезвычайную важность для людей вплоть до XV, XVI и даже XVIII века. Он превратился в поучительную историю.

В великом романе «Романе о Розе» XIII века есть история о мужчине, встречающем женщину, которую он полюбил, однако он отказывается от нее и его интересует только он сам. Позднее он осознает: «Бог мой, я предпочел бы избежать участи Нарцисса!» И он возвращается к женщине. Но это рассказ, в реальности этого до сих пор не случилось. Мужчины продолжают жить со своими анимами, а не с реальной женщиной. Но вы видите, что эти истории, как и история о Нарциссе, были важны на протяжении почти двух тысячелетий.

Когда на первый план выходит наука, мир начинает восприниматься иначе, и появляется способность видеть причинно-следственные связи, развивается и способность мыслить с точки зрения того, как одна вещь воздействует на другую. В древней науке этого нет. Как я говорил вчера, их интересует не то, как одна вещь воздействует на другую, но мир взаимоотношений как таковой. Те из вас, кто знаком с работой физика Дэвида Бома, знают о его понятии имплицитного порядка. Это то же самое, что Юнг в своей книге «Mysterium Conjunctionis (Таинство воссоединения)» называет «плеромой». Отношения как таковые являются частью имплицитного порядка, мира вне пространства и времени. Таким образом, древнее мышление поддерживало связь с миром вне пространства и времени. Научный мир объемлет время, объемлет линейное время, необратимое время. Это немыслимо с другой (древней) точки зрения.

Однако мы научились видеть совершенно по-другому. С этой точки зрения есть очень важные работы, такие как «Анализ самости» Кохута и его вторая работа «Восстановление самости». В них показан вид сознания, с помощью которого возможно описать различные уровни так называемого зеркального переноса. Три уровня: зеркальный перенос слабых смыслов; средний и сильный зеркальный переносы. Эти переносы означают способы, какими энергия направляется к другому человеку, энергия, происходящая из этого слияния между эго и самостью, из того, что называется грандиозная эксгибиционистская самость. Эта самость хочет одного – быть увиденной: «смотри на меня».

На другом выявленном полюсе находится идеализированная полярность самости, когда энергия направлена на других, и они видятся как исключительно хорошие, замечательные. Это не архетипические переносы. Они существуют где-то между. Это переносы, в которых человек является реальным объектом с реальными качествами, но также и нуминозным архетипическим объектом.

Кохут увидел в этих переносах то, что люди не являются реальными объектами. И он предложил термин «селф-объекты». На уровне идеализации люди воспринимаются как обладающие особыми и замечательными качествами. Очень многим так никогда и не удалось сформировать позитивную идеализацию, которая важна в младенчестве, а также в подростковом возрасте. Когда формируется идеализированный перенос, идеализируемый человек ощущает силу, как будто он много знает.

Небольшое примечание: есть значимое противоречие между идеей идеализации, предложенной Мелани Кляйн, и идеализацией по Кохуту. Для Кляйн идеализация всегда является защитой от тревоги. Сегодня кляйнианцы гораздо более открыты, по крайне мере в Америке, идее Кохута. Однако у них все равно присутствует твердое убеждение, что идеализация может быть всего лишь защитной структурой. Но я не думаю, что у самих последователей Кохута есть достаточное понимание этой идеализации.

Итак, когда вы работаете с нарциссической личностью или с человеком с сильной нарциссической раной, или, говоря другими словами, с человеком, чье чувство собственного достоинства сильно пострадало, то такой человек чрезвычайно уязвим, и любая позитивная идеализация вас будет ощущаться как очень опасная. Потому что в детстве, скорее всего, у него был опыт, когда идеализируемые им люди думали, что их хорошее самоощущение было порождением их собственной энергии. В этом случае человек или ребенок чувствует себя обокраденным.

Бóльшая часть работы с нарциссической личностью направлена на стабилизацию этих переносов. Но человек часто может демонстрировать черты навязчивых, панических, тревожных состояний. Однако если человек сумеет как бы «собрать воедино» перенос и сформировать один из тех переносов, то все эти симптомы становятся абсолютно бессмысленными. Итак, все это мы получаем благодаря рациональному научному подходу, и это очень важно. Очень важно. Вы понимаете, что эти переносы не так легко формируются, их можно разрушить, и искусство работы с человеком заключается в том, чтобы помочь переносу сформироваться. Вы также понимаете, что единственный способ диагностики нарциссической личности не связан с симптомами.

Человек может быть чрезвычайно эгоистичным, безразличным к другим. И терапевт думает: «Ага, похоже это нарциссическая личность». Нет. Вы можете определить это только по переносу и вашей контрпереносной реакции. Когда начинает формироваться зеркальный перенос, и вы чувствуете себя контролируемым, у вас проявляется склонность «быть идеальным». Вы желаете, чтобы вас увидели. А когда вас идеализируют, ваше желание быть увиденным снова появляется. Эти контрпереносные реакции являются вашими основными инструментами диагностики. Не симптомы, а только переносы. И большая часть непростой работы с пациентом заключается в том, чтобы помочь ему сформировать перенос, и подпитывать его соответствующим образом. Я еще вернусь к этому в конце лекции, когда буду рассказывать об аперспективном подходе.

Теперь же я хотел бы привести пример мужчины, который не является нарциссической личностью. Он не предъявляет сильных нарциссических переносов. Однако в этом случае вы сможете увидеть качества нарциссизма и, в частности, состояния слияния.

Речь пойдет о 55 летнем психотерапевте, который работал со мной в течение 10 лет. Он способен без труда принимать критику в отличие от нарциссической личности. Он может предоставить место идеям другого человека. В целом, он довольно открыт вмешательству моего воображения, исследования его, опять же в отличие от нарциссической личности, ненавидящей подобное вмешательство. Однако нарциссическое равновесие этого мужчины было сильно нарушено отсутствием рецензии на книгу, которую он только что опубликовал.

В этом примере есть все, что проявляется при расстройстве личности с большей интенсивностью. В рамках этого случая я хочу показать вам два примера. Когда он опубликовал свою книгу, издатель пообещал, что скоро ответит ему. Но, и это характеризует издателя, он был занят и не ответил. С другой стороны, есть пример взаимодействия с женой, и в этом взаимодействии видно, как работает нарциссизм. Мнение издателя очень ценно для этого мужчины. Отсутствие ответа в течение нескольких дней вызвало у него легкую депрессию. Он ощущал нехватку энергии и радости, в отличие от того времени, когда он работал над книгой.

Моей первой реакцией было предложение заняться другой творческой деятельностью. Боюсь, мне долго придется исцеляться после моего учебного анализа, потому что в Цюрихе в то время все исцеление сводилось к творчеству, это было единственным лекарством. Помимо этого, вам рассказывали истории о Юнге. Вам говорили, что когда Юнг заканчивал книгу, он сразу начинал другую. Все это как бы было в моей голове, и я произнес это вслух.

Получилось, что я как бы преследовал его этой идеей несколько недель до тех пор, пока я не осознал, что его депрессия не проходит, он демонстрирует признаки слабости, вызванной нарциссической раной.

Слабость – это термин, используемый для описания состояния человека, которому нанесена нарциссическая рана, или рана его самооценке. И человек внезапно или вскоре начинает испытывать нехватку энергии, уплощение эмоций, отсутствие интереса, отстраненность. Этот мужчина испытывал все вышеперечисленное. И для него было очень важно, чтобы я рассказал ему об этом, потому что поскольку он не является нарциссической личностью, он легко может это выслушать.

Если бы у него было нарциссическое нарушение личности, мне бы пришлось делать акцент на том, что его состояние было следствием совершенных мной ошибок. Но это был не тот случай. В этом ослабленном состоянии у него возникала депрессия при мысли, что он вообще не был творческим человеком. При этом он только что написал книгу о Хайдеггере, Ницше и Рудольфе Штайнере. Но сейчас он мог думать лишь о том, что не был творческим человеком и мог только объяснять чужие идеи. Все это описывает его сознательное состояние. За все время работы с этим мужчиной я впервые видел его в таком состоянии. Понимаете, его книга вот-вот должна была выйти. Никто кроме редактора не видел её. Книгу вот-вот должны были опубликовать, а редактор не отвечал ему.

В это же время он рассказал мне об интересном переживании. Он обсуждал со мной своего пациента, который нашел сайт знакомств для людей, желавших очень обезличенных сексуальных отношений, все виды эксгибиционистских, садистических отношений. Его удивили описания, опубликованные на сайте, которые сопровождались даже фото людей. И особенно его впечатлило огромное количество участников, зарегистрированных на сайте. А потом он упомянул о своей жене и о том, что подобные энергии напрочь отсутствовали в ней. Эти энергии были очень живы для него в любовных отношениях, которые у него были с замужней женщиной старше его в течение где-то двадцати лет, до того, как он женился.

Значимым достижением нашей работы было то, что он закончил эти отношения, потому что в них он чувствовал себя все более брошенным и оставленным. Женщина не разводилась с мужем, и они встречались, чтобы испытать эти экстатические сексуальные переживания. После они опять не виделись неделями. Это было похоже на то, как будто бы его сексуальная жизнь существовала вне пространства и времени. Это то, что антрополог Виктор Тёрнер называет «лиминальным пространством». Термин происходит от латинского слова «лимен», означающего порог. Таким образом, происходит движение из мира пространства и времени в архетипический мир. Это похоже на структуру ритуала. Потом следует возврат в мир пространства и времени.

Итак, в этих отношениях с этой женщиной он познал эти энергии. Но у него не получалось испытать их ни с одной из тех женщин, с которыми он пытался завязывать отношения. Этот мужчина образованный, обладающий глубокими знаниями французской психологии, которые не помогли ему, поскольку подъем страстей лишь сильнее привязывал его к этой женщине, а идею брака в реальных отношениях он ощущал как ужасное падение по сравнению с особостью этой энергии. Я полагаю, что в основном благодаря переносу на меня и сформированному со временем убеждению, что необходимо работать над отношениями, а не получать их автоматически, он в итоге встретил женщину, и после того, как он сумел увидеть, что она замечательный человек и несмотря отсутствие этих экстатических сексуальных переживаний, он женился на ней. И, по сути, позже он стал любить ее еще больше, потому что у него появилась импотенция. Без тех садомазохистских энергий у него пропало сексуальное влечение. Однако она была очень добра и терпелива, и постепенно его сексуальная потенция вернулась.

Но после раны, связанной с его книгой, он снова начал жаловаться на то, что он ощущал свою жену как скучную, и его беспокоило отсутствие сексуального возбуждения. Вот таким образом мужчины преследуют женщин. Помимо этого, он читал книгу об интимной жизни. Ему нравилась книга и некоторые предлагаемые в ней упражнения, и он попросил свою жену почитать книгу вместе, чтобы они могли выполнить упражнения. Она ответила, что предпочла бы почитать книгу сама. Он согласился, и она взяла книгу. Она легла в постель и начала читать. Вскоре она устала, выключила свет и бросила книгу на пол. Неделей позже он заметил, что она так и не подняла книгу.

Он знает о том, что у него большие сложности с выражением своих желаний, потому что мужчины, подобные ему, чрезвычайно зависимы от женской сексуальности для собственного возбуждения. Многие мужчины вступают в очень гомосексуальные отношения с женщинами. У них гомосексуальные отношения с анимусом женщины. Они очень зависят от женской агрессии и активности, и возбуждения, необходимой для пробуждения их собственной страсти. Он знает о том, что у него есть эти сложности. И у него есть сложности с выражением своих желаний. Этот материал очень важен, и он может поразмышлять над ним. Но в этом состоянии лучшее, что он мог сделать – это предложить ей почитать книгу. Когда он увидел, что она прочла только первые две страницы, потому что эти страницы были помечены, он ужасно разозлился на нее. Он не сказал этого, но его реакцией было отстранение, и он ничего не сказал ни о книге, ни о том, что ему было нужно, или что он хотел от нее. Вот он Нарцисс в действии. И уж точно он не сказал бы, что ему было больно. Но почему?

Когда я спросил его, он отметил, что не боится, что она будет защищаться или сердиться. И его ответы были очень взвешенные. Он умеет справляться с подобного рода реакциями. Он осознал, что он боялся другой реакции. И он сказал: «Она обмажет меня медом поцелуев и заботы. Она не будет отпускать меня ни на шаг. При этом она будет абсолютно не связана со мной. И я буду чувствовать лишь отвращение к ней». Вот что было скрыто, и этого он избегал. Это состояние комплекса слияния.

Понимаете, пока он мог отыгрывать свои садистические чувства с той другой женщиной в течение многих лет, то такой тип энергии отталкивал комплекс слияния или проходил через него. Поэтому ему не приходилось испытывать этот ужас, и поверьте мне, все это также относится и к женщинам. Мужчине не приходится испытывать это ужасное чувство вторжения этой липкой связи и одновременного отсутствия какой бы то ни было связи. Потому что за этим состоянием находится чудовищный хаос, огромный страх психоза. Поэтому он избегает этого состояния любой ценой. Он избегает не того, чтобы сказать, что ему больно и он злится, что его не видят, и не заявления о своей потребности в том, чтобы она прочла книгу. С другой стороны, особенно в сновидениях, он регрессирует к садистическим фантазиям.

Этот мужчина многое знает об этом состоянии слияния, мы много работали с этим. В отличие от нарциссической личности или человека с сильными нарциссическими чертами, он позже признал, что его ответственностью как взрослого человека было осознать, что истоки его состояния были в его отношениях с матерью, и он должен осмелится выражать свои потребности жене, и в особенности, что это не ее вина, ее не в чем упрекнуть. В состоянии комплекса слияния единственный путь решения ситуации – это обвинение. В этом состоянии отсутствует способность к конструктивному диалогу, конфликту. Это всегда чья-то вина. Или вина самого человека. И он начал осознавать, что он должен позволить себе пережить ее…Он должен позволить себе пережить отвращение к ней как свое. Он должен пережить то, что он чувствует как ее униженность, ее презренное состояние. Он должен выдержать свое субъективное состояние ощущения своей жены как отвратительной, липкой, находящейся за пределами приемлемого. И он должен понять, что это во многом связано с его собственным состоянием, которое бы он переживал с любой женщиной. И он знает это. И он был способен осознать это, и очень скоро его состояние слабости изменилось. И он вернулся к сложной работе над своими отношениями, и к любви к своей жене.

Мне хотелось бы завершить лекцию размышлением о работе с аперспективной формой сознания в отношении нарциссической личности. Об этом не пишут в литературе. Благодаря аперспективной форме сознания вы можете заглянуть внутрь человека. Вы можете сделать это, потому что эта форма сознания делает мир прозрачным. Однако вы не можете активно использовать ее в какой бы то ни было интерпретативной форме. Но поскольку вы переживаете эти нарциссические контрпереносы, то вы можете использовать этот тип сознания для своих собственных переживаний. Так, вы можете осознавать, что в данный момент вы переживаете это состояние полного слияния с пациентом, и одновременно полное отсутствие связи с ним. Вы можете исследовать это в себе, и это определяет тот тип сознания, о котором я говорил в конце прошлой лекции. Знание сердца, подобно Воскресшему Христу на последней гравюре Розария. Суть нарциссизма в том, чтобы не страдать. Страдать – это последнее, что человеку хотелось бы пережить. Однако если аналитик сможет прикоснуться к этому внутреннему состоянию, то оно будет молча передавать информацию, это что-то вроде рефлексии, но это не эмпатия, потому что это состояние не имеет ничего общего с пониманием чувств другого. Это состояние осознанности, которое вы можете использовать для себя. В том смысле, что вы принимаете на себя переживание поля слияния, находящегося гораздо глубже нарциссического расстройства. В результате тон вашего голоса, и состояние вашего тела будут передавать информацию, которую иначе вы не сможете передать. Люди жалуются на то, что годами работают с нарциссическими личностями, и ничего не меняется. Аналитики постоянно жалуются на то, что они отзеркаливают, но ничего не меняется. И это, на самом деле, может быть так. Но я предлагаю вам ради интереса все же попробовать исследовать этот иной путь видения и посмотреть, что получится. Я думаю, вас это может удивить.

Итак, здесь я остановлюсь и дам вам возможность задать вопросы, если они есть.

В: Как организовать это видение?

Ш.-С.: Это возможно только через переживание вашего собственного комплекса слияния. Это возможно только через переживание того, как вы можете быть сильно приклеены к человеку и одновременно быть абсолютно разъединены и крайне тревожны. Это способность пережить унизительность этого состояния. Моя жена говорит, что это непонятно. Вот через что мне приходится проходить. Я пытаюсь описать состояние, которое вам всем знакомо. Вам всем знакомо состояние, когда вы говорите с человеком и вдруг понимаете, что говорите слишком быстро. Вам всем знакомо состояние, когда вы заканчиваете фразу за другим человеком. И, возможно, вам всем известно, что если в этот момент вы загляните вглубь себя, то в этом взаимодействии ощущается некий ужас.

Л: По сути, вы заканчиваете предложения за другими и действуете так, потому что вы пытаетесь не чувствовать. Присутствует ощущение чего-то странного. И вы пытаетесь не чувствовать этого. Вы сделаете все, чтобы это прекратилось.

Ш.-С.: Это может быть связано с паузой в разговоре. Лидия пытается описать качество этого состояния. Это состояние, в котором вы ощущаете сильную привязанность ко всему, что человек говорит или делает. Но вы ничего не понимаете. Вас ужасает необходимость взять паузу, чтобы отделиться в достаточной мере для понимания происходящего. На этом я остановлюсь. Стало немного лучше, яснее?

В: Правильно ли я понимаю, что речь идет о симбиотических отношениях, или комплекс слияния – это что-то иное?

Ш.-С.: Нет, в симбиотических отношениях может быть связь. Я же говорю о гораздо более нарушенном состоянии. Подобно паузе в разговоре, когда ничего не произносится. Ощущение сильного дискомфорта. И если вы отважитесь почувствовать этот дискомфорт, то он будет только возрастать. И вам захочется, чтобы это все прекратилось. И в этом состоянии вы не можете отпустить этого другого человека. И в отличие от симбиоза, вы не чувствуете эмпатии, связи, понимания. Итак, стало лучше? Очень сложно описать состояние, которое все ненавидят. Поэтому Юнг назвал его «первичная материя». Юнг сказал, что это то, что все ненавидят. И это то, что все хотят не чувствовать. Мы все можем переживать симбиоз и можем чувствовать себя хорошо, или же можем чувствовать себя плохо. Однако чувства присутствуют. Я могу чувствовать себя окутанным заботой, чувствовать заботу о себе, я могу чувствовать, что обо мне либо заботятся, либо нет. Однако в этом состоянии слияния все совершенно иначе. Потому что я не чувствую, что обо мне заботятся, но при этом я чувствую тотальную привязанность, я не могу уйти. Это похоже на пучки нитей (я знаю, что это звучит безумно), которые соединяют вас и другого человека. И это состояние очень болезненное, потому что вы притянуты к другому и абсолютно не связанны с ним, а также полностью разъединены с самим собой. Теперь стало понятнее? У тебя есть идеи?

Л: Это сбивает с толку, потому что зачастую человек будет стремиться сделать что-то для другого и поэтому даже не узнает, что не хочет этого делать.

Ш.-С.: Это полезное замечание. Например, когда вы как терапевт начинаете быстро говорить, или же как терапевт стараетесь не смотреть на кого-то, если вы хотите ответить, то вы не очень хорошо чувствуете, и ваше тело не может почувствовать, что вы говорите, и получается так, что человек часто рад тому, что вы не пытаетесь почувствовать это. Это приведет к подрыву терапии, но я буду рад не испытывать этих чувств. Но вы все можете переживать нечто подобное с близким вам человеком. Наблюдайте за собой и наблюдайте, как появляется тенденция чувствовать себя практически приклеенным к другому человеку.

Л: Иногда вы можете чувствовать, что вы как будто все время наблюдаете за тем, что делает другой, вы делаете что-то еще, но при этом следите.

Ш.-С.: Я немного забегу вперед и добавлю к тому, что сказала Лидия о ситуации, когда вы что-то делаете, но также как будто следите за другим человеком. Вы не можете не следить. Как будто существует навязчивое желание следить. Однако при этом информации нет, нет передачи информации. Это не похоже на то, когда вы следите и получаете какую-то информацию. Это похоже на то, что вы следите для того, чтобы не произошла катастрофа. Когда я обсуждаю это, мне достаточно сказать, что это состояние в котором А равно -А. Но очевидно, что этого не достаточно.

В: Можно ли так сказать, что если вы продолжите объяснять, а мы будем продолжать не понимать, то мы испытаем этот самый «fusion»?

Ш.-С.: Очень хорошо! Отлично! Спасибо!

В: Правильно ли я понял, что переживание этого дискомфорта в терапии – это целительное состояние?

Ш.-С.: Да, совершенно верно. И достаточно лишь коснуться его, не нужно погружаться в это состояние. Оно похоже на… завтра я буду говорить о пограничной личности, и в этом случае очень важно вовлечь в анализ психотическую часть, и почувствовать это. Но не нужно сильно погружаться в это. Достаточно будет прикоснуться к этому уровню.

Хорошо, большое вам спасибо!
12 августа 2021