Итак, я расскажу вам немного об алхимии и потом представлю достаточно развернутый клинический случай, чтобы проиллюстрировать эти идеи. Я хочу показать вам, что алхимическая метафора не связана с причинно обусловленным воздействием одной части на другую, как это случается при проективной идентификации. Алхимия существовала в мире, где причинность была не важна. Особенно, если мы поговорим об истоках алхимии в IV веке нашей эры, когда она представляла собой смесь философии стоиков, греческих традиций окрашивания тканей и металлургии. Я покажу вам этот первый слайд, прежде чем мы продолжим.
Вы можете помедитировать над ним. Алхимия возникла не в мире отношений между вещами, но в мире отношений как таковых. Отношения per se представляли основной интерес.
Только уже на рубеже XVI века мы начинаем ощущать влияние причинных связей. Однако, когда мы работаем с полями между двумя людьми, мы имеем дело с отношениями. Поэтому нам нужно что-то вроде алхимической метафоры. Самым впечатляющим в алхимии является тот факт, что она заключает в себе хаос. Алхимия заключает в себе хаос особым образом. А именно, она заключает в себе хаос, возникающий в результате создания порядка. Алхимики стремились к этому хаосу, потому что именно через этот хаос происходила трансформация. Я расскажу об этом подробнее.
Они называли этот хаос нигредо. И здесь чрезвычайно интересно, как Юнг интуитивно чувствовал это. Он говорил, что этот хаос похож на prima materia; редкую материю, которая была бы не физической и не духовной, но чем-то средним. В самом точном толковании, prima materia, которую алхимики искали, нужна была для проведения экспериментов, и эти эксперименты должны были изменить внешние вещества и личность самого алхимика. При этом не ожидалось, что влияние будет односторонним. В противовес науке они хотели, чтобы субъективное состояние алхимика влияло на материю.
В своем выступлении на радио в 1956 году в Берлине Юнг заявил, что наша нынешняя цивилизация находится на той же ступени, что и Римская империя в начале тысячелетия.
Тогда римляне ввели культ Аттиса и Кибелы, что выглядело очень странно. Однако таково было требование оракула, потому что империя переживала очень тяжелые времена. Итак, они пригласили богиню Кибелу и предоставили ей храм. И когда Кибела пришла в Рим, то в миф, описанный Овидием, для толкования очень странного поведения во время ритуалов, был также включен спутник Кибелы по имени Аттис. На родине мифа он был незначительной фигурой, в отличие от Рима. Юнг говорит, что миф об Аттисе и Кибеле является prima materia алхимии.
В мифе Аттис живет в прекрасной гармонии с Кибелой. Он слагает ей элегии. Потом он влюбляется в нимфу. Кибела убивает нимфу. Аттис, охваченный горем, но не из-за смерти нимфы, а из-за того, что предал Кибелу, поднимается на вершину горы и в состоянии безумия кастрирует себя и умирает. В этом состоянии Аттис не может ни остаться с Кибелой, потому что тогда он будет не способен к индивидуации, ни отделиться от нее. Я решил назвать это «комплексом слияния». Я сделал это с целью дать концептуальное толкование этому невозможному для рационального ума состоянию. Потому что невозможно одновременно удерживать в сознании
состояние слияния с объектом. И я не имею в виду позитивное слияние союза. Я говорю о слиянии, когда что-то или кто-то притягивает вас хаотичным образом, и в то же самое время между вами отсутствует какая бы то ни было связь. Отсутствует возможность эмпатии.
Трехмерный разум не в состоянии контейнировать подобное состояние. Это состояние похоже на то, что в математике называется парадоксом лжеца. Например: все критяне лжецы.
Если вы что-то говорите, и утверждение ложно, то это правда. А если вы говорите что-то, и утверждение истинно, то это ложь. Великий математик Курт Гёдель внес, пожалуй, величайший вклад в математику XX века благодаря своим теоремам о неполноте, в которых использовал парадокс лжеца. Это выдающийся труд. Мне кажется значимым, что математика развивается в этом направлении, используя невозможную логику, при которой состояние, которое я назвал комплексом слияния, или парадокс лжеца, - это состояние, в котором А равно минус А.
В этом курсе лекций я хочу показать вам, что все расстройства личности, с которыми мы работаем, такие как пограничное расстройство, нарциссизм, аутистические состояния, — все они являются защитами против этого невыносимого комплекса слияния, содержащего глубинное психотическое ядро.
В 70-х годах XX века в фрейдистском психоанализе произошло изменение представлений о том, что было необходимо для исцеления, от переживания Эдипова комплекса, к переживанию перверсий, к необходимости контактировать с безумием. Я полагаю, что проблема комплекса слияния находится глубже. Если хотите, вы можете прочесть об этом в книге «Черная ночная рубашка», изданной на русском языке.
Итак, давайте продолжим и поговорим о работе К.Г. Юнга «Алхимия». Тантрическая йога оказала сильное влияние на «Розарий». В верхней части гравюры вы видите двуглавого змея. Его имя Бинариус, Зло, Дьявол. Из его пастей выходит дым. И этот дым, в тексте «Розария» сказано, что он заслоняет, прячет Солнце и Луну. На этом рисунке, первом в «Розарии», над змеем, над диадой будет состояние нуминозного единства. Это взято из Тантры и что же это означает? Это означает, что рисунок олицетворяет сильное нуминозное переживание. Подобные переживания бывают у мистиков. Также они описаны во всех мифах о творении, когда создатель созидает что-то новое, и за этим следует хаос. Это также может быть состояние младенца в утробе перед рождением. Нуминозное состояние. Некоторые Неокляйнианцы пришли к выводу о необходимости внутриутробных переживаний для понимания серьезных нарушений развития при аутизме. Я не буду углубляться в эту тему, но думаю, можно привести доводы в пользу того, что младенец в утробе может испытывать нуминозные вибрации. Как сказал поэт Вордсворт: «Дитя озарено сияньем божьим».
Итак, это предшествует состоянию на гравюре, и нетрудно представить себе (если вы работаете с пациентом через юнгианскую метафору), насколько важно осознавать присутствие нуминозного в пациенте.
В этом заключается гений Юнга. Это то, что помогает воплотить в жизнь толкование архетипического материала М.Л. фон Франц. Фонтан наполнен дымом. Дым также обладает всеми характеристиками проективной идентификации. Фонтан также наполняется снизу.
Эти нижние воды тесно связаны с сексуальностью, богом Дионисом и женскими мистериями.
Алхимия была подводным течением христианства. Поэтому в алхимии многое подчерпнуто из Христианства. Когда я был в Кремлевском дворце в Москве, я увидел очень интересное изображение. Если посмотреть на него, то можно увидеть двух спускающихся вниз драконов. Рисунок относится к 1480-1490гг. Я просто подумал, что это интересно, возможно, архетипическое сходство между этими нисходящими духами,
наполняющими нечто. Но, конечно, необходимо, чтобы художник действительно знал об этом.
Это только предположение.
Алхимики говорили: нужно золото, чтобы получить золото. Идея заключалась в том, что вам нужно нечто нуминозное, чтобы получить золото. Теперь я хотел бы рассказать вам об этом двуглавом змее. Лучшим известным мне мифом о двуглавом змее на гравюре является миф индейцев Квакиутл, проживающих на тихоокеанском северо-западе США. Описание этого мифа есть в замечательной книге «Дочери медной женщины» Энн Кэмерон. В мифе говорится: Сисиютль – это ужасное морское чудовище. Если ты увидел Сисиютля, держись стойко. Если замешкаешься или слишком испугаешься, то исчезнешь и потеряешь свою душу. Это похоже на психотическую часть личности. Далее говорится: держись стойко, пребывай в своем теле. Если тебе придут в голову слова о твоей силе, прикуси язык. Это очень важно. Аналитики склонны говорить слишком быстро в подобные моменты. И далее: если ты проявишь твердость, даже если ты объят ужасом, то сначала одна голова появится над водой. Это напугает тебя. Потом появится вторая голова. Но если ты проявишь твердость, головы обратятся друг к другу, а ты обретешь видение. Необычное видение.
Я вернусь к этому образу, когда мы будем обсуждать пограничную личность.
При пограничном расстройстве эти две головы слишком расщеплены. Крайне расщеплены, чтобы иметь дело с проективной идентификацией. Они формируют то, что называется полными психотическими мирами. Позднее на клиническом материале других лекций я покажу вам, что это такое состояние, когда вы сначала испытываете одно переживание, одну эмоцию, и потом оно стирается из вашей памяти, а вместо него появляется другое. Это типично для шизофрении.
Но это также характерно и для психотической части нормального человека. Если эти полярности, это расщепление не столь сильное, то они вписываются в понятие Кляйн о «параноидно-шизоидной позиции». Это означает, что присутствует ощущение основания, а также внутреннего и внешнего. Однако в самом крайнем проявлении они образуют комплекс слияния, где А равно минус А. И это состояние за пределами трехмерного пространства, за пределами возможности использовать проективную идентификацию. Где вы можете почувствовать эти полярности?
Вы можете переживать их внутри себя, видеть в пациенте, или же вы переживаете их в пограничном мире, который называется тонким телом. Он за пределами трехмерности. За пределами пространства и времени.